25.11.2016
К двухтысячным годам промышленной робототехнике стало тесно в рамках автопрома. Вообще-то манипуляторы и раньше использовались в других областях промышленности, но, будь то тяжелая промышленность или химпром — там, они не несли таких революционных изменений как для автопрома. Растущая необходимость в универсализации манипуляторов породила целую череду инноваций. Прежде всего остро чувствовалась необходимость в синхронизации как можно большего числа роботов в едином технологическом цикле.
Как обычно, не унималась Япония. Фирма Motoman представила инновационный контроллер NX100. Теперь появилась возможность одновременного контроля и управления четырьмя роботами. А количество подконтрольных осей возросло до 38! Управлялось все это великолепие с помощью операционной системы WindowsCE. Microsoft в свое время запустила свои щупальца в программирование промышленных манипуляторов и теперь, наконец-то, получала от этого дивиденды.
Марш инноваций продолжился. Внезапно роботостроителей осенила мысль, что промышленные манипуляторы не обязательно должны выглядеть как машины для убийства человеков. Во многих областях промышленности требовались малогабаритные, но грузоподъемные машины, способные находиться в одном помещений с человеком.
Небольшой ликбез по технике безопасности. Подавляющее большинство роботов на предприятии (за определенным исключением, но об этом в других статьях) заточены в железные клетки (ограждения), входить в которые во время работы аппарата строго запрещается. А технологические сборочные линии из манипуляторов вообще напоминают гетто, отделенное от человеческого персонала длинной решеткой. Сделано это отнюдь не из-за человеческой робоксенофобии, а исключительно ради безопасности.
Продолжим. Ученые осознали необходимость (относительно) малогабаритных роботов. Доступ в труднодоступные места изделий или необходимость максимально уплотнить манипуляторами конвейер для ускорения технологического процесса породили нужду в еще большей миниатюризации аппаратов.
И в 2006 году немецкая компания KUKA совместно с институтом робототехники и мехатроники (DLR) представили миру первого алюминиевого малогабаритного робота. При весе в 16 килограмм машина была способна оперировать грузами до 7 килограмм. Для справки: первый робот со схожими характеристиками весил две тонны.
Революционность, я думаю, налицо. Когда-то ведь и телевизоры были угрожающе громоздки, пузаты. Стремление к миниатюризации присуще многим инновациям, это вообще, скорее показатель прогресса. И для промышленных роботов все только начиналось…
Цикл «История промышленной робототехники»: