07.09.2016
Что обычно приход на ум, когда мы говорим о Японии? Правильно – роботы. Как же так получилось, что из нищей, раздавленной войной страны, буквально за 40 лет, словно феникс, появился научно-технический гигант. Это, пожалуй, тема для отдельной статьи – поэтому ограничимся кратким изложением.
В конце XIX века Япония была ЕДИНСТВЕННОЙ азиатской страной, не оккупированной «западными партнерами». Эпоха реставрации Мэйдзи, вообще время чрезвычайно интересное и драматичное. Японская элита была буквально загипнотизирована западными технологиями и образом жизни. Вместе с тем, на любые попытки европейцев «нести бремя белого человека» давался жесткий изоляционистский ответ.
Началась бешенная индустриализация страны, прививались западные образовательные стандарты, появилась своя инженерная школа. И даже проигранная война, две ядерные бомбы, истощение после промышленного рывка не смогли остановить взлета японской «научно-технической» экономики.
Даже одна из основных научных дисциплин, связанная с роботами, появилась в Японии. В 1969 году Тецуро Мори – инженер японской компании Yaskava Electric придумал новый термин "Мехатроника (слияние слов "Механика" и "Электроника"). По-японски щепетильно описал новую науку в семи томах иероглифов. А в 1972 году фирма зарегистрировала этот термин как товарный знак. Первоначально мехатронными системами считались только электроприводы. Позже в список вошли автоматические двери, торговые автоматы, фото и видеокамеры с автофокусировкой и пр.
Началом для промышленной робототехники в стране восходящего солнца стала передача лицензии, уже известной нам, американской компании Unimation Inc., на производство в Японии первого робота-манипулятора, выданная в 1968 году. С этого времени начался процесс постепенной передачи американскими фирмами прав на производство некоторых роботов. Это было выгодно – дешевое и очень качественное производство так просто не найдешь, к тому же Япония предоставляла налоговые льготы американским инвесторам.
Американцы с некоторой иронией относились к конкурентным способностям своих японских коллег, а зря, бывшие ученики вскоре превзошли учителей.
Кто бы мог подумать, что в стране, где до конца XIX века колесо было практически под запретом, когда-то будут производить отличные машины. Горные японские дороги были еще хуже российских (да, такое возможно) и сообщение между городами было в основном пешим.
Звездный час японского автопрома наступил в 1973 году. Грянул «Нефтяной шок» – цены на бензин резко выросли, продажи прожорливых американских автомобилей резко упали. Американцы были готовы по полгода ждать поставок японских экономных малолитражек. И не только американцы, вскоре подключился весь остальной мир.
Бешенный взлет спроса на японские машины породил насущную необходимость в автоматизации производства – так, промышленная робототехника пришла в автопром.
Цикл «История промышленной робототехники»: