27.06.2022
История человечества неразрывно связана с эволюцией средств производства. Более ста лет, с легкой руки Генри Форда автозаводы выступают движущей силой развития средств автоматизации, и сегодня именно они являются самыми роботизированными предприятиями массового производства. Но на сколько необходима такая степень роботизации? Может человек уже лишний в производственной цепочке? Давайте посмотрим на примере автомобиля, что может сделать человек и когда необходимы промышленные роботы.
Взяв лист бумаги, человек может сложить фигурку машинки. Чтобы сделать деревянную игрушку человеку уже понадобится инструмент. Постройка дорожного карта потребует уже больше инструмента, да и без дополнительных механизмов не обойтись. Вершина автомобилестроения – это, конечно же, гоночные болиды и машины класса люкс, которые собираются в большинстве своем тоже вручную. Исключительно высокое качество и надежность конечного изделия требуют использования промышленных роботов на некоторых операциях, например сварка или нанесение клеящих составов. Потому что робот точен и аккуратен. Ну а массовый выпуск автомобилей уже требует максимальной степени автоматизации, потому как наряду с качеством выпускаемых машин необходима и высокая производительность труда. Самым оптимальным было бы использование автоматов, но у автоматов есть одна слабость – его крайне сложно перестроить на выпуск новой продукции. А современный потребитель категорически не согласен с постулатом Генри Форда, что цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный. То есть потребитель требует высокой степени кастомизации приобретаемого автомобиля. За счет индивидуализации автомобиля его массовое производство перерождается в некое подобие среднесерийного.
Каким бы умелым не был бы автомат, станок производительным, а робот умным, они никогда не смогут заменить человека полностью. Да, они избавят человека от тяжелого, опасного и монотонного труда, но сами они работать не смогут. Да, действительно, один промышленный робот может заменить до трех рабочих на определенных производственных операциях, при этом увеличив производительность примерно на 20%. Но, и роботы и автоматы – это прежде всего машины и механизмы, которые нуждаются в сервисном обслуживании, в составлении управляющих программ, и они не обладают гибкостью человеческого ума, способного решать нестандартные ситуации. И, конечно же, рабочий, работающий с роботами, должен обладать определенной квалификацией. Как показывает опыт индустриально развитых стран, внедрение роботов на производство влечет за собой улучшение условий труда на производстве и повышение уровня оплаты труда рабочих.
Исходя из вышесказанного, понятно, что человек незаменим в производстве единичного, уникального продукта с вариативностью подбора материала или инструмента.
При массовом производстве однообразного изделия или операции оптимальный выбор будет в пользу автоматизированной линии.
Если продукт серийный или даже мелкосерийный, но с однородной операцией в его производстве без робота уже не обойтись. Например, при возведении конструкции перекрытия Зенит-Арены в Санкт-Петербурге пригодилась легкость программирования, точность и скорость робота. Сложная конструкция состояла из сваренных между собой труб. Каждое место соединения нужно было подготовить: вырезать технологичное отверстие в трубе и соответствующим образом обрезать край присоединяемой. Одним словом, каждый рез был уникальным, но объем работы огромным. Программирование недельного задания РТК плазменной резки занимало не больше 4 часов, а кроме того, экономия достигалась еще и за счет того, что край реза после робота не требовал дополнительной обработки.
Если вы задумываетесь о роботизации своего производства, но сомневаетесь в его эффективности, или не знаете как к нему подойти – обращайтесь! Наши специалисты помогут Вам провести технический аудит, чтобы выявить операции для роботизации и подскажут, как правильно посчитать экономическую выгоду подобной модернизации.
Связанные публикации