Техническое обслуживание роботов на предприятии пищевого производства

09.06.2022

К нам обратилась компания, столкнувшаяся с угрозой остановки производственной линии. Причина проста – появились признаки нестабильной работы промышленных роботов: посторонние шумы при движении, поплыла точность укладки, кое-где стали видны следы вытекшей смазки.

Компания – кондитерская фабрика. В разное время на ней было установлено шесть роботов – палетировщиков японского производителя конвейерных линий Okura.  Первый робот был установлен 2014 году, последний - три года назад. Роботы были поставлены в составе автоматизированных систем палетирования. Каждый робот прошел обязательное техническое обслуживание в первый год эксплуатации в рамках сохранения гарантии, установленной производителем. 

Мы часто сталкиваемся с мнением, что плановое техническое обслуживание робота – это пустая трата времени и средств. К сожалению, некоторые поставщики оборудования продолжают убеждать своих заказчиков, что промышленные роботы имеют крайне низкие требования к обслуживанию, то есть оно попросту не нужно. Японские роботы, конечно, образец качества и надежности, но как любое технически сложное оборудование, нуждается во внимательном отношении.

 Взвесив все «за» и «против» наша техническая служба пошла на риск и взяла на себя ответственность за проведение технических работ. Главный вопрос, который стоял перед инженерами, это выяснить, на сколько изношены механизмы роботов и каков еще запас их прочности. 

Для начала был проведен технический аудит роботов, который включал, в том числе:

  • внешний осмотр роботов
  • снятие резервных копий программ и системных настроек
  • проверка нехарактерных шумов
  • проверка на наличие люфтов
  • проверка срабатывания тормозов моторов
  • проверка состояния кабелей

Внешний осмотр роботов выявил подтеки смазки в первой оси, но в ходе работ по замене смазки редукторов не было выявлено никаких отклонений, скорее всего они могли возникнуть из-за особенностей конструкции роботов и из-за их высокой загруженности. При более детальной инспекции была выявлена необходимость в профилактике подшипников, а в некоторых осях – в их замене. В дополнительной профилактике нуждались захваты и пневматические магистрали. 

В результате проведенных работ была восстановлена точность укладки и ликвидирована угроза остановки производственных линий из-за возможной поломки роботов. По каждому роботу были даны детальные рекомендации по контрольному осмотру и необходимым дополнительным работам. 

Хотелось бы еще раз сказать о том, что плановое техническое обслуживание – необходимость, которая может предотвратить аварийные ситуации, произвести необходимый ремонт в плановом режиме и увеличит срок эксплуатации промышленных роботов. Это гораздо дешевле, чем убытки из-за аварийного ремонта и вынужденного простоя. А в нынешних сложных геополитических условиях, при перекрытых каналах прямых поставок высокотехнологичного оборудования и комплектующих, сроки ремонта могут быть увеличены в разы в лучшем случае.  Мы, конечно, верим в то, что смекалка и отечественная инженерная школа, в итоге, справятся с любой поломкой, но лучше не пренебрегать плановыми регламентными работами и предотвратить её или подготовиться заранее к возможной внеплановой остановке.